Понятие: вахта

В коротких дневных переходах легко обойтись без вахт. В течение нескольких часов в море вся команда вовлечена в процесс. Здесь нет особых сложностей. Они появляются в продолжительных плаваниях, когда нет возможности полноценно отдохнуть ночью на стоянке в марине — вместо этого вы вынуждены спать урывками, по очереди управляя лодкой. В такой ситуации без вахт не обойтись.

 Зачем это нужно

При многодневных переходах отсутствие чёткого, заранее определённого режима вахт может привести к конфликтам в команде, постоянной усталости и раздражительности. Чтобы этого избежать, необходимо грамотно распределить обязанности и время отдыха.

 Отдых

Основная задача вахт — обеспечить членам команды полноценный отдых. Чем дольше вы находитесь в море, тем больше накапливается усталость. Если в начале плавания непродолжительного сна кажется достаточно, то с каждым днём будет всё тяжелее. Без должного отдыха путешествие может стать небезопасным, ведь усталость ведёт к снижению внимания, медлительности, заторможенности реакции. Время сна, необходимое для восстановления организма, обычно разбивается вахтами на несколько частей. Хорошо, если один такой отрезок будет не менее четырёх часов — за меньший промежуток времени просто невозможно восстановиться. Важно также помнить, что время вне вахты и время сна — это не одно и тоже. Вам нужно будет как минимум поесть, умыться, переодеться.

 Как распределить вахты

Составить расписание вахт лучше ещё до выхода в море. Вахты должны быть примерно одинаковыми по составу как количественно, так и качественно. Новичков лучше ставить на вахту с более опытными матросами. Конечно, необходимо ещё учитывать специализацию матросов и психологическую совместимость членов команды.

У каждой вахты должен быть начальник. Это — заместитель капитана, его решения не обсуждаются, но его полномочия ограничены.

 Обязанности

В обязанности несущих вахты входят, по сути, все задачи: навигация, работа с парусами, радиообмен, ведение судового журнала, приготовление пищи и всё остальное, в чём может возникнуть необходимость. Несмотря на то, что за всё, происходящее на вахте, отвечает вахтенный начальник, бывают моменты, когда необходимо вмешательство капитана. Это могут быть совершенно разные ситуации — от изменения курса до поломок. Какие именно это случаи, каждый капитан решает сам. И, безусловно, это зависит от опыта того же вахтенного начальника. Правила и инструкции на этот счёт необходимо дать команде в самом начале путешествия.

Капитан

Если на борту есть достаточное количество опытных матросов, капитану лучше быть вне вахт. Это даст ему возможность сосредоточиться на общих задачах, а также позволит команде рассчитывать на него при необходимости. Капитану важно быть отдохнувшим, ведь его могут разбудить в любой момент при возникновении нештатной ситуации или если понадобится помощь.